Александрийский мусейон и Александрийская библиотека

После смерти Александра Македонского, его тело в золотом саркофаге было перенесено в Александрию (Египет) и помещено в специально построенную гробницу. Город, названный именем полководца, был заложен самим царём как новая столица эллинского Египта.

«Здесь обосновался один из сподвижников Александра, талантливый полководец и умный правитель Птолемей I Сотер, давший начало целой плеяде Птолемеев. Его величайшей заслугой перед человечеством является создание Мусейона.

Это учреждение, созданное первым из Птолемеев, больше всего напоминало научно-исследовательский институт, где учёные работали, освобождённые от повседневных забот. Царь постарался привлечь в Александрию многих выдающиеся поэтов и ученых того времени. Здесь собрался цвет науки всего Древнего мира.

Александрийский Мусейон был и исследовательским центром, и величайшим музеем древности (от слова «мусейон» и возникло слово «музей»), с парком, ботаническим садом, зверинцем […] Средств не жалели, и это создавало чрезвычайно благоприятные условия для творческой деятельности. Занимаясь исследованиями, учёные имели возможность ежедневно встречаться за совместными трапезами и на прогулках в прекрасных садах дома муз. У них были исключительные возможности обмениваться опытом, советоваться, находить истину в спорах и комплексно решать научные проблемы.

Сергеев Б.Ф.,  Парадоксы мозга, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 22.

 

В состав музея входили: помещения для занятий, аллеи, анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады и основанная независимо от него Александрийская библиотека.

В Мусейоне работали: Архимед, Евклид, ЭратосфенГерофил, Плотин и другие.

«Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информация. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. Александрийская библиотека была наиболее крупным книгохранилищем эллинистического мира. Каждый корабль, прибывавший в Александрию, если на нём имелись какие-либо литературные произведения, должен был или продать их библиотеке, или предоставить для копирования.

В I в. до н. э. александрийская библиотека насчитывала до 700 000 папирусных свитков. Кроме основной библиотеки (она называлась «царской») в Александрии была построена ещё одна, при храме Сараписа.

Во II в. до н. э. пергамский царь Евмен II основал библиотеку в Пергаме, соперничавшую с александрийской. Именно в Пергаме был усовершенствован материал для письма из телячьей кожи (пергамен, или «пергамент»): пергамцы были вынуждены писать на коже в связи с тем, что вывоз папируса из Египта в Пергам был запрещён.

Крупные ученые обычно работали при дворах эллинистических монархов, которые давали им средства к существованию. При дворе Птолемеев было создано специальное учреждение, объединявшее ученых, так называемый Мусейон («храм муз»). Учёные жили в Мусейоне, проводили там научные исследования (при Мусейоне находились зоологический и ботанический сады, обсерватория). Общение ученых между собой благоприятствовало научному творчеству, но  в то же время учёные оказывались в зависимости от царской власти, что не могло не влиять на направление и содержание их работы.

С Мусейоном связана деятельность Евклида (III в. до н. э.) - знаменитого математика, который подытожил достижения геометрии в книге «Начала», служившей основным учебником геометрии в течение более двух тысячелетий.

В Александрии ряд лет жил и один из величайших ученых древности - Архимед, математик, физик и механик».

Свенцицкая И.С., Эллинистическая культура / История древнего мира. Расцвет древних обществ, Книга 2, М., «Наука» 1989 г., с. 356-357.

 

Из-за постоянно ведущихся в этом регионе войн, Александрийская библиотека неоднократно (!) разграблялась, поджигалась и т.п.

 

«Когда Египет был обращён в римскую провинцию, александрийская наука медленно начала клониться к упадку. Музеум существовал по-прежнему; по-прежнему в нём жили и трудились учёные; но не было в их трудах той свежей и сильной оригинальности мысли, которою отличаются умственные подвиги Эвклида, Архимеда, Эратосфена и Гиппарха. Началось компилирование и комментирование старых авторитетов.

Самостоятельные исследования прекратились. Причину этого упадка мысли можно приписать отчасти подавляющему влиянию римского господства».

Писарев Д.И., Историческое развитие европейской мысли / Полное собрание сочинений и писем в 12-ти томах, Том 6, М., «Наука», 2003 г., с. 365.